08/03/2013

Не праспаныя світанні

commons.wikimedia.org
Калі хмары не замінаюць сонечным промням, то ўзыход сонца заўсёды, у кожную пару года, выглядае дзівосна і ўрачыста. Цябе, нібы тую змрочную гару, да дна кожнай тваёй маршчынкі залівае святло, сантыметр за сантыметрам, з галавы да ног... Хочацца проста сядзець і слухаць цёплы дотык промняў.

Наваколле можна стаць зусім іншым, калі ж сонца не ашчаджае сваёй моцы, каб займала дух ад звычайных рэчаў на кароткі час світанку.

Напрыклад, вось гэты дом у акне кватэры на сёмым паверсе, у якой мы жылі два гады таму. Здымак зроблены якраз 8 сакавіка. Так "загараліся" шыбы кожны ранак у яснае надвор'е. Мімаходзь зірнеш у акно – і не можаш адарвацца. Цікава, ці ведалі самі жыхары аб такой ранішняй метамарфозе.




А гэта досвітак на мінулым тыдні на беразе Балтыкі – з марозным ветрам, цішынёй, пяшчотным асвятленнем.


Хаця б раз на год назіраць узыход сонца – дзесьці сустрэла такую параду. Ці не зашмат мы сталі спаць, калі спатрэбіўся такі напамін? Вядома, паляваць на кожны світанак не будзеш, але...

Але не на пустым месцы ўзнікла вызначэнне ранішняга часу як найбольш спрыяльнага для малітвы. Нездарма столькі метафар, звязаных з усходам сонца, існуе ў хрысціянскай літаратуры. "Брамай на ўсходзе" назвалі Маці Божую ў гімне Гадзінак. Так і бачу залітыя сонцам усходнія вароты горада, калі астатнія сцены і будынкі яшчэ застаюцца ў паўзмроку світання.

Само сонечнае святло параўноўваюць з Божай любоўю, якая ахінае ўсяго чалавека без рэшты і наскрозь.

Сапраўды, цяжка спаць, калі табе ў вочы свеціць сонца. А "сонца нашае – Хрыстос", і Велікодны ранак ужо зусім блізка.


На тэму раніцы, арыентацыі і малітвы – урывак з кнігі Філіпа Янсі і Пола Брэнда "По образу Его":

Есть одно слово, которое ассоциируется у меня с навигацией по звездам. Ориент (восток), ориентация или модный спорт — спортивное ориентирование. Но началось все с «ориента», востока. Ориентироваться значило находить восток. Корнями слово уходит в древние религиозные обряды.

По требованиям иудаизма и раннего христианства церкви и синагоги должны были стоять лицом на восток — к Иерусалиму. Это был единственный приемлемый ориентир для верующих. Обычай пошел от царя Соломона — тот молился на освящении храма и просил Бога, чтобы Он слышал всякий призыв о помощи, обращенный к иерусалимскому храму. Позже появились синкретические религии, объединившие иудаизм с солнцепоклонничеством. Благодаря им молитвенное положение лицом на восток закрепилось. Иисус отверг мысль о том, что место молитвы может как–то повлиять на Бога (припомните Его разговор с самаритянкой в Ин. 4). Но традиция сохранилась и живет по сей день.

Эта традиция обладает определенным символическим значением и навевает воспоминания о принципах навигации по звездам, которые я некогда изучал. Ноги твердо стоят на земле, в то время как взгляд ищет духовного руководства. Нужно, чтобы было отведено определенное время дня, когда я могу искать «свой восток», соединяя вместе земное и небесное. Посреди шума и суеты материального мира мне нужно найти спокойное место, где можно слушать тихий, нежный голос, рассказывающий, как жить.

Для выживания мне нужно периодически останавливаться, чтобы вдохнуть в себя силу живого Бога, чтобы сознательно направить к Нему свой разум.

Порой меня переполняют реалии нашего мира, они давят со всех сторон. Пациенты записываются ко мне в очередь.

Каждому из них нужно внимание. Руководство больницы и штата издают все новые инструкции и положения. Их нужно исполнять, писать отчеты. Я знаю, что через несколько дней должен поехать за границу. Мне нужно готовить выступления, просматривать книги, редактировать рукописи. В такие моменты очень велико искушение сэкономить время — вычеркнуть молитву из дневного расписания.

Но долгие годы научили меня, что именно в такие напряженные дни нужно больше всего полагаться на водительство Духа. Утром и вечером наступает время, когда Дух сводит небо и землю воедино. Я молюсь перед началом дня, прося, чтобы все в моей жизни происходило по Его воле.

No comments:

Post a Comment