21/08/2012

Вместо телевизора

Иногда нам кажется, что мультики или детские программы – единственный способ занять внимание непоседливого дошколенка. Но стоит попробовать отказаться от телевизора – и открывается множество возможностей.

Существует множество программ и фильмов развивающей направленности, которые действительно захватывают внимание ребенка. Однако, проводить долгое время у телевизора вредно. Ребенок сидит без движения, у него устают глаза.  А его мозг, подвергаемый бомбардировке визуальными раздражителями, защищается отключением внимания и эмоций. Со временем ребенок начинает все пропускать мимо ушей  (особенно родительские слова, надо отметить).


Долгий просмотр телевизора в раннем детском возрасте (особенно до 2-х лет) негативно влияет на концентрацию внимания, а также на способность понимать и запоминать слова в дальнейшем. Таким образом, только после 3-х лет просмотр качественных телепрограмм, которые соответствуют возрасту ребенка, не дольше двух часов в день может дать положительный эффект в развитии ребенка.

Но это же так удобно: малыш застывает перед экраном, а мы можем заняться своими делами. Ведь и родителям нужно время для себя. И все же есть масса других занятий, которые увлекут ребенка.

Дети на кухне – скажем «нет» рутине

Время – это то, чего всегда, согласитесь, не хватает. Хлопот так много, что с трудом можно выкроить час на игру с малышом. Проще совместить повседневные дела и занятия с ребенком.
Мытье посуды, уборка, стирка и готовка могут стать приключением. Если родителям набраться терпения, конечно. Когда взрослый моет посуду, ребенок может пристроиться рядышком со своим детским сервизом и хорошенько вымыть его в отдельной большой миске. Сортировка столовых приборов (без ножей, разумеется) – совсем не взрослое и очень ответственное дело.
Сразу определите, какие бытовые предметы вы сделаете доступными, а какие нет. Позволив ребенку один раз взять вещь, потом уже не объяснишь «нельзя». Во время приготовления пищи малыш сможет взять посуду и «сварить» свой суп. Cледите, чтобы доступные вещи были безопасны и прочны.

Нетрудно что-нибудь придумать и со стиркой, и с перемешиванием салатов, и с уборкой. Но не слишком ли часто наши хорошие идеи повисают в воздухе?

Совсем маленькому человеку подойдет игра с пластиковой бутылкой и горохом (фасолью). Пусть по одной штучке в узкое горлышко кладет. Потом покажите преимущество большого отверстия перед маленьким: «Смотри, с помощью воронки это можно сделать гораздо быстрее». Следующий раз он наверняка сразу попросит воронку.

Строительство

Можно оставить детский конструктор в покое и взяться за настоящее дело. Понятно, что появление на «стройплощадке» стола, кресел, подушек, покрывал и табуретов, вносит в дом некоторую неразбериху, однако, такая масштабность может занять детей на пару-тройку часов.

Первый огородик

К процессу закладки огорода нужно подготовиться заранее, чтобы он прошел, как надо. Нужны коробки типа «тетра-пак», горшочки, почва и семена или готовые растения. Когда ребенок сам вкладывает в землю семена, засыпает их, потом день за днем поливает и ждет первых всходов – все это становится хорошим и значимым опытом, понятным уроком природоведения и ответственности. Побуждайте ребенка ухаживать за растениями, напоминайте, когда нужно их полить.

Игры для всей семьи

Самый простой и вовсе не худший вариант – купить несколько настольных игр, которые помогают семье побыть вместе, пообщаться и чему-то полезному научить ребенка.
Также хороши различные импровизированные соревнования. Например, заезды игрушечных машинок. Трассу можно оформить с помощью деталей конструктора.
Большинство детей с удовольствием согласится устроить концерт, потанцевать или спеть.

Переодевания

Дети очень любят преображаться. Достаточно нескольких ярких вещей, шляп и шалей, чтобы устроить королевский бал. Короны можно смастерить из бумаги, а сценарии мини-представлений дети придумают и разыграют сами. Возможно, только для мамы и своих плюшевых мишек. Если один раз организовать такой спектакль всеемте с ребенком, то в дальнейшем он сам сможет собирать свои игрушки в «театр».
Хотя – это далеко идущая забава, которая может перерасти в семейный театр с занавесом, билетами, колокольчиком и отрепетированной пьесой с настоящими актерами и зрителями.

Есть же еще вода! 

Наливание, переливание, ванны для кукол – каждый ребенок это обожает. Таз с водой можно поставить на большие полотенца, а ребенка – одеть полегче. И дать ему вволю поплескаться. Ведь купание в ванне – это одно удовольствие, а игры с водой в других условиях – совершенно другое.

Ни дня без креатива

Изо-деятельностью в домашних условиях  можно (и нужно!) занимать ребенка как можно чаще. В Интернете нетрудно найти информацию о различных техниках. Конечно, профессионалом после прочтения не стать, но показать ребенку новые формы творческого самовыражения Вам вполне по силам. Рисуйте, лепите, вырезайте и склеивайте. Как вариант: мама начинает что-то рисовать – ребенок придумывает дальше. Не упустите возможность посещать занятия по ИЗО.

А еще возьмите поднос, лучше темного цвета. Насыпьте муку или манку. Покажите малышу, как рисовать пальчиками по муке. Можно использовать разные узоры и простейшие рисунки: заборчик, дождик, круг, треугольник, звездочку, снежинку и т. д. Придумайте свою сказочную историю в картинках. Эта игра способствует становлению у ребенка произвольности поведения, развитию воображения и мелкой моторики.

Рецепт теста-пластилина: мука, соль «экстра» и вода в соотношении 2 : 1 : 3/4. Добавьте для эластичности чуть-чуть растительного масла. Из мягкого теста лепить проще, чем из пластилина. Что может слепить двухлетка? Колбаски и палочки. Сверните их в баранки-крендельки – и в духовку, подсушиться. Остывшие изделия можно вместе со «скульптором» раскрасить гуашью. Разделите получившиеся баранки на 4 части и возьмите 4 краски: желтую, синюю, красную и зеленую. Чтобы баранки вышли одноцветными, баночки гуаши давайте малышу по одной. Кстати, тесто можно сразу сделать цветным, добавив перед смешиванием в воду краску. Неиспользованное тесто можно завернуть его в целлофан и положить в холодильник.

Изделия можно надевать на шнурки тех же цветов: красные баранки – на красный, синие – на синий. У ребенка будет развиваться восприятие цвета.

Шнурки можно использовать и для изготовления бус из макарон. Лучше всего, если есть возможность чередовать разные размеры и формы: толстая макаронина, тоненькая, фигурная, какая следующая?

Выходите из дома 

Отдельное место занимают путешествия, знакомства с новыми людьми и незнакомыми местами в родном городе. Они обогащают и развивают ребенка, делая его восприимчивым к окружающему миру. Даже имея в распоряжении всего полдня, можно использовать это время нескучно. Музеи и выставки, исследования старых улиц, визиты к знакомым на работу, где есть возможность показать ребенку технологический процесс хотя бы одним глазком.
Если есть в распоряжении свободные выходные, то можно побывать в новых местах, увидеть памятники архитектуры, тихие уголки природы.

На самом деле, все, что по-настоящему увлечет ребенка не меньше телевизора, требует родительского внимания, отдачи и терпения, одним словом, участия, но оно того стоит, не правда ли?

И напоследок, хороший совет.
«Заботливые родители беспокоятся о том, какие инвестиции лучше всего обеспечат будущее их ребенку. Открыть депозит? Купить акции или облигации? Припрятать в надежном месте парочку золотых слитков? Мой совет таков: начните ему читать больше обычного. Это – наилучшее инвестирование».
Дэвид Оуэн (Dawid Owen)


Источник: http://blog.creo-center.by/



No comments:

Post a Comment